80 лет со дня начала работы Дороги жизнИ
Дорогие ленинградцы!
80 лет назад, 22 ноября 1941 года, заработала ледовая дорога через Ладожское озеро. Эта единственная транспортная артерия, связывающая осажденный Ленинград с остальной страной, спасла множество жизней и помогла отстоять северную столицу СССР.
Сегодня мы вспоминаем подвиг советских людей, которые под гнетом смерти и нескончаемых артобстрелов спешили в осажденный Ленинград. Спешили туда, где в день от голода умирало до семи тысяч человек.
Путь по Ладоги начал действовать ещё осенью. Использовали всё, что могло держаться на воде. Однако к ноябрю перепады температуры уже не давали прохода кораблям, но и не позволяли выдвинуться машинам. 20 ноября 1941 года, как только первый тонкий лед встал, по нему пошли разведчики. Передвигались ползком, перевезавшись веревкой. Так надо на случай, если кто-то провалиться и его можно было бы быстро вытащат обратно.
Вылазка увенчалась успехом. Вернувшись, разведчики сообщили, что лёд держит — идти можно. 21 ноября 1941 года их путь повторили 350 саней с лошадьми. Дорогу жизни обслуживали 960 лошадей. Муку стали переправлять по льду. Перевезти в тот раз на лошадях, тоже страдающих от бескормицы, удалось не так уж много – 63 тонны.
К помощи лошадей прибегали каждый раз, когда передвижение на автомобилях было невозможным. Трудности блокады лошади испытали на себе в полной мере – в условиях голода 1941 года весь кормовой овес был направлен на мукомольные комбинаты и использовался для выпечки хлеба. Корм лошадям готовили из веток — (молодых побегов); их срезали, связывали пучками, потом ветки распаривали горячей водой, посыпали хлопковым жмыхом. Давали и торфяной комбикорм, он состоял из хлопкового жмыха, торфяного очеса, мельничной пыли, отрубей, мясокостной муки и соли. Торфяной комбикорм лошади ели плохо…
«Состав подкован и работоспособен» — так рапортовали о готовности блокадных лошадей к работе.
А уже 22 ноября в первый рейс отправилась автоколонна с 60-ю «полутороками», легендарными грузовиками ГАЗ-АА. Так, Дорога жизни — стала единственной транспортной магистралью через Ладожское озеро. Она связывала блокадный Ленинград со страной с 12 сентября 1941 по март 1943 года.
Спустя 76 лет со Дня победы в Великой Отечественной войне мы продолжаем чтить и заботиться, помнить и беречь историю о тех страшных событиях. Специалисты государственной ветеринарной службы Ленинградской области участвуют во многих мероприятиях, посвященных памяти и патриотизму, осуществляют волонтерскую деятельность, направленную на пользу общественности. Одним из таких благородных дел является шефство над памятниками. Каждая районная станция по борьбе с болезнями животных в 47 регионе следит за своим мемориалом. Там проходят субботники, а также траурные и торжественные мероприятия в памятные для страны даты.
Для специалистов ГБУ ЛО «СББЖ Кировского и Тосненского районов» таки объектом является памятник пушке «ЗИС-3» на мемориальном комплексе «Невский Пяточек» .
Ещё одним особенным памятным местом для специалистов госветслужбы является памятник ветеринарным врачам. Его установили в 2020 году по инициативе начальника управления ветеринарии Леонида Кротова, а также при поддержке сотрудников районных СББЖ и партнёров. Мемориал посвящен подвигу ветеринарных врачей, фельдшеров и санитаров в годы Великой Отечественной войны. Он расположен на территории парка Романовка Всеволожского района.
Ветеринарная служба Ленинградской области в период Великой Отечественной Войны занимала достойное место в тыловом обеспечении войск, внеся свой вклад в победу Советских Вооруженных Сил над врагом. Её значение определялось необходимостью использования в армии большого количества лошадей и других войсковых животных.
В юбилейный год победы над фашизмом был издан сборник «Военная ветеринарная служба Ленинградского фронта». Сборник содержит информацию о схеме организации ветеринарной службы Красной армии и Ленинградского фронта, а также сведения о подготовке специалистов в Ленинградском ветеринарном институте и Ленинградском военно-ветеринарном училище и об участии в боевых действиях. На страницах размещены биографии начальников, воспоминания ветеранов, фотографии и документы.